МЕНЮ

16.02.2015

воздух

Тема урока: “Воздух как смесь газов.”
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению нового материала по теме “воздух как смесь газов”.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование у учащихся знаний о воздухе и его основных составляющих.
Воспитательные: продолжить формирование навыков соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Развивающие: развивать у учащихся навыки работы с учебником и химической посудой.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесный, частично –поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: учебное пособие по химии для 7 класса Шиманович И.Е. Пробирка, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан с водой, штатив.
План урока:
1.     Организационный момент 1 мин.
2.     Актуализация опорных знаний 8 мин.
3.     Задание на дом 1 мин.
4.     Изучение нового материала 25мин.
5.     Закрепление изученного материала 10 мин.
Ход урока:
Ориентировочно-мотивационный этап
Организационный момент.
Приветствие учителя. Проверка отсутствующих.
Актуализация опорных знаний.
Вы уже знаете, что вещества могут находиться в разных агрегатных состояниях.

Вопрос: Давайте вспомним, какие агрегатные состояния мы знаем? (газообразное, жидкое, твёрдое.)

В окружающей нас среде многие вещества при обычных условиях находятся в газообразном состоянии. Прежде всего, это компоненты воздушной оболочки Земли – атмосферы. Очень много газов растворено в водах Мирового океана. Во время извержения вулканов в атмосферу также выбрасывается огромное количество вулканических газов. В недрах нашей планеты хранятся огромные запасы природного газа.
Атмосфере принадлежит важнейшая роль в жизни человека, животных и растений. Ее исследованиям были посвящены труды многих учёных прошлого. С давних времен был известен лишь один вид газа – воздух. При этом он изучался в основном физиками и интереса у химиков не вызывал. Только во второй половине 18 века было установлено, что воздух представляет собой смесь газов. Сегодня мы с вами подробнее рассмотрим состав воздуха
Операционно-познавательный этап
Изучение нового материала.
Основные компоненты воздуха — азот и кислород. При нормаль­ных условиях в воздухе объемом 100 дм3 содержится азот объемом около 78 дм3 и кислород объемом около 21 дм3, а на долю всех осталь­ных газов приходится около 1 дм3. В заметных количествах в воздухе присутствуют аргон, углекислый газ, озон и другие газы.
Для решения некоторых задач и проведения расчетов в физике, химии, технике очень удобно рассматривать воздух не как смесь газов, а как одно газообразное вещество. Экспериментальным путем можно установить, что при нормальных условиях масса воздуха объёмом 22,4 дм3 равна 29 г. Поскольку такой объём при  н.у. занимает любой газ химическим количеством 1 моль, то молярную массу воздуха можно считать равной 29 г/моль.
Все газы, молярная масса которых меньше 29 г/моль, принято называть газами легче воздуха (например, водород, аммиак.)
А газы, у которых она больше 29 г/моль – газами тяжелее воздуха.

Газы имеют важное значение в жизни и деятельности человека. Поэтому необходимо уметь их получать, собирать и хранить. В химическое лаборатории небольшое количество газа можно получать несколькими способами. Например газы выделяютсяпри нагревании некоторых твёрдых веществ. Рис 66. Газообразные вещества могут образовываться при действии некоторых жидких веществ на твёрдые. Так, при действии уксуса на мрамор или мел выделяется углекислый газ. В промышленности исползуют немного иные методы получения газов.

В лабораторных условиях газы собирают двумя способами: вытеснением воды и вытеснением воздуха. Первый способ применяют для собирание только нерастворимых в воде газов. Второй способ – для собирания как растворимых, так и нерастворимых.

Для хранения газов использую герметичные сосуда. Примером такого сосуда в быту является бутылка минеральной воды и плотной пробкой или завязанный воздушный шарик. В химической лаборатории же в качестве герметичного сосуда выступает пробирка с плотно закрытой крышкой или газомер, он изображен в учебнике на рисунке 45.

Вопрос: Представьте, что мы в химической лаборатории и нам необходимо получить какой-нибудь газ. Но для начала нам нужно убедиться в герметичности прибора для его получения. Каким образом мы можем это сделать?

Из курса физики вы знаете, что при нагревании газы имеют свойство расширяться. Именно это свойство мы и можем использовать для проверки герметичности собранного для получения газа прибора. Для этого, после сборки прибора следует погрузить конец газоотводной трубки в воду, а пробирку на несколько секунд поместить над пламенем горелки или просто зажать в ладонях. Нагреваясь, воздух из пробирки расширится и будет выходить из газоотводной трубки в виде пузырьков. Если этого не происходит, значит прибор собран не герметично.

Теперь рассмотрим рисунок 71. На нём мы видим изображение герметичных баллонов. Именно такие баллоны и используются в промышленности для хранения газов. Газы в таких баллонах находятся в сжатом состоянии и под большим давлением.
Закрепление изученного материала.
А теперь я предлагаю вам собрать простой прибор для получения и собирания газов.
Лабораторный опыт №4
Сборка простейших приборов для получения и собирания газов.
1.     Из имеющихся на вашем столе частей соберите один из приборов для получения газов в химической лаборатории, показанных на рисунке 72.
2.     Укрепите прибор в штативе и проверьте его на герметичность.
3.     Соберите прибор для собирания газа методом вытеснения воздуха.
4.     Соберите прибор для собирания газа методом вытеснения воды.
5.     Схематически зарисуйте в рабочую тетрадь приборы.
Оценочно – рефлексивный этап.
Рефлексия.
Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Задание на дом.

П. 17, задания 3-5