МЕНЮ

16.02.2015

кислород и озон

Тема урока: “Кислород и озон.”
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению нового материала по теме “кислород и озон”.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование у учащихся знаний о кислороде и озоне.
Воспитательные: реализовывать экологическое воспитание, решая проблему сохранения кислородо на Земле.
Развивающие: развивать у учащихся навыки работы с учебником и химической посудой.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесный, частично –поисковый.
Оборудование: учебное пособие по химии для 7 класса Шиманович И.Е.
План урока:
1.     Организационный момент 1 мин.
2.     Актуализация опорных знаний 8 мин.
3.     Задание на дом 1 мин.
4.     Изучение нового материала 25мин.
5.     Закрепление изученного материала 10 мин.
Ход урока:
Ориентировочно-мотивационный этап
Организационный момент.
Приветствие учителя. Проверка отсутствующих.
Актуализация опорных знаний.
История открытия самого важного для человечества газа была достаточно долгой и запутанной. Впервые об открытии кислорода было сообщено в 1774 г. Английским химиком Дж. Пристли. Он получил его при нагревании оксида ртути.
Происхождение названия кислород связанно с образованием кислот в результате растворения в воде некоторых сложных веществ, содержащих атомы этого элемента.
Исторически так слодилось, что химический элемент и одно из простых веществ, образованных атомами этого элемента, имеют общее название – кислород. Поскольку между этими понятиями существует принципиальная разница, следует чётко различать, о чем идет речь – о кислороде как о химическом элементе и о простом веществе.
Операционно-познавательный этап
Изучение нового материала.
Самым первым химическим элементом, к изучению которого мы приступаем, является кислород. Как вы уже знаете, химический знак кислорода – О.
Вопрос: какую относительную атомную массу имеет кислород?
Ar(O) = 16
Когда говорят о кислороде как о химическом элементе, то подразумевают атомы кислорода. Например: «В состав многих сложных веществ входит кислород» или « массовая доля кислорода в глюкозе равна 53,3%». В данном случае речь идет об атомах кислорода, которые наряду с атомами других элементов входят в состав сложных веществ, следовательно, речи идёт о химическом элементе.
Простое вещество кислород существует в виде молекул. Молекула кислорода состоит из двух атомов химического элемента кислорода. Именно поэтому химическая формула кислорода как простого вещества выглядит как О­2. Поскольку относительная атомная масса кислорода равна 16, то относительно молекулярная масса простого вещества кислорода равна:
Mr(O2)=Ar(O)*2=16*2=32
Следовательно, молярная масса кислорода равна:
М(О2)=32г/моль
Когда говорят о кислороде как о простом веществе, то подразумевают вещество, имеющее формулу О­2. Например: «Железные изделия быстро ржавеют в атмосфере влажного кислорода», « для горения древесины необходим кислород».
Однако кроме кислорода, существует еще одно простое вещество, молекулы которого состоят только из трёх атомов кислорода – озон О­3.
При нормальных условиях озон представляет собой газ с резким раздражающим запахм, он очень токсичен для всех живых организмов и поэтому используется вместо хлора для обеззараживания воды.
В верхних слоях атмосферы Земли существует озоновый слой, который препятствует проникновению на землю губительной части солнечного излечения. Если бы не было озонового слоя, то жизнь на Земле постепенно бы прекратилась.
Многие уч1ные считают, что вещества образующиеся в процессе производственной деятельности человека, разрушают озоновый слой. Это прежде всего фреоны – соединения, использующиеся в холодильных установках и дезодорантах. Попадая в атмосферу – данные вещества способствуют образованию т.н. озоновых дыр.
Кислород очень широко применяется в народном хозяйстве. Главным потребителем кислорода является металлургическая промышленность, космическая техника и пр.
Закрепление изученного материала.
В каких случаях речь идёт о кислороде как о химическом элементе?
А) вторым после кислорода по распространённости в земной коре является кремний.
Б) металлические баллоны с кислородом окрашивают в голубой цвет.
В) при нагревании некоторых веществ можно получить кислород.
Оценочно – рефлексивный этап.
Рефлексия.
Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Задание на дом.

П. 21, задания 3-5